В Тюменском региональном отделении «Ассамблеи народов России» обсудили вопросы адаптации иностранных граждан в российском обществе
02.02.2024
В офисе Тюменского регионального отделения «Ассамблеи народов России» состоялось заседание рабочей группы, на котором обсудили вопросы адаптации иностранных граждан в российском обществе. Речь идёт о школьниках-иностранцах, обучающихся в тюменских школах, и их родителях, а также о студентах, получающих высшее образование в наших вузах.
Председатель регионального отделения организации Евгений Воробьёв напомнил участникам встречи о том, что в Ассамблее в этих целях разрабатывается специальная программа «Мой новый друг», в рамках которой в 2024 году и будет организована работа по интеграции иностранцев в российский социум. Впрочем, работа эта проводится давно, о чём свидетельствует успешный пример средней школы №9 города Тюмени, где обучаются дети 38 национальностей.
– В сентябре мы провели так называемую входную диагностику, в результате которой распределили учащихся по уровню знания русского языка, объединив их в разные группы, – рассказал член «Ассамблеи народов России», директор школы Евгений Кальченко. – За каждой группой закрепили двух наставников: один непосредственно преподаёт детям русский язык, второй проводит с ними воспитательную работу. Нам помогает Центр творческого развития «Этнос»: его педагоги занимаются с теми, кто говорит по-русски очень плохо. Кроме того, в школе занимаются и некоторые родители обучающихся. В целом в коллективе благоприятная и дружная атмосфера, проблем не возникает.
Евгений Александрович признался, что у школьников-иностранцев особой популярностью пользуются занятия, где они изучают историю и культуру Тюменского края и России, охотно посещают творческие мероприятия, на которых они танцуют и поют. И, наоборот, немного упал интерес к дополнительным занятиям по изучению русского языка, организованным в первую и третью субботы. Это вполне объяснимо, считает директор школы: ведь детям намного интереснее плясать и рисовать, чем корпеть над учебниками и тетрадями.
– В марте запланировали промежуточную диагностику. Посмотрим, какова динамика проделанной работы, насколько эффективны те занятия и мероприятия, которые мы проводим; возможно, внесём корректировки. А в мае организуем итоговую диагностику, – поделился планами Евгений Кальченко. – Кстати, сделали интересное наблюдение: во-первых, между детьми стало меньше конфликтов, во-вторых, на переменах они теперь чаще разговаривают друг с другом на русском языке.
На заседании прозвучало несколько предложений по улучшению психологического климата в коллективах школьников-иностранцев и эффективности освоения ими учебного материала. Так, член «Ассамблеи народов России», заместитель директора Центра творческого развития и гуманитарного образования «Этнос» Рачига Файзуллина считает, что детям сложно изучать русский язык, если этот предмет преподаёт русскоязычный педагог, не владеющий, например, таджикским или казахским.
– Важно, чтобы детям-иностранцам русский язык преподавал учитель, свободно разговаривающий на их родном языке, то есть сопутствующий текст на уроках должен озвучиваться на таджикском – для таджиков, на казахском – для казахов, – уверена Рачига Гиниятулловна. – Тогда им будет понятно, о чём идёт речь, и русский язык они таким образом освоят быстрее.
Подобное мнение высказал и председатель молодёжной организации Таджикистана, студент ТюмГУ Мухсинджон Зубайдов. Юноша рассказал о полезной практике, введённой в школе №45 города Тюмени. Равный равному – так её можно назвать условно.
– Ребёнок порой стесняется спросить у учителя то, что ему непонятно, а своему ровеснику он расскажет всё, – убеждён Мухсинджон Зубайдов. – И мы организовали в школе работу волонтёров из числа иностранных обучающихся, которые хорошо освоили русский язык и занимаются с теми, кто только начинает изучать его. Плюсом в этом случае является и то, что волонтёры прекрасно знают, чем увлекаются их одноклассники, какие мультфильмы или сериалы любят, то есть общение между детьми стало более доверительным и близким, да и отношение к предмету менялось: русский язык уже не казался таким сложным.
Предложение о том, чтобы назначать наставниками детей-иностранцев из числа уже адаптировавшихся ребят той же национальности, принято на заседании единогласно. Евгений Воробьёв посчитал идею перспективной, поэтому по решению рабочей группы она включена в программу «Мой новый друг». Как и предложение председателя Централизованной религиозной организации «Духовное управления мусульман Тюменской области» Зинната Садыкова об организации футбольных турниров для школьников. Главный спортивный принцип подобных соревнований – смешанные команды, без разделения по национальному признаку.
– Мы должны плодотворно поработать в этом направлении, чтобы добиться хорошего результата. Программу «Мой новый друг» важно внедрять во все школы, где обучаются иностранные граждане, – подвёл итоги заседания Евгений Воробьёв.