Национально-культурные автономии Тюмени отметили Международный день родного языка
20.02.2024
Мероприятия, приуроченные к этой календарной дате, прошли в виде открытых уроков, на которые организаторы пригласили духовных лидеров других автономий. В Центре творческого развития и гуманитарного образования «Этнос» состоялся урок по татарскому языку.
Впрочем, для юных представителей татарского этноса это было обычным занятием по изучению грамматики родного языка: подобные уроки в течение учебного года здесь проходят регулярно без привязки к каким-либо праздникам. А накануне Международного дня родного языка в «Этносе» традиционно провели открытое занятие с участием руководителей национально-культурных автономий Тюмени, чтобы поделиться с ними опытом обучения и наглядно продемонстрировать, насколько важно для детей знание языка, на котором разговаривали их предки. Это история и культура многочисленных народов России, это генетический код, передаваемый из поколения поколению, считает член «Ассамблеи народов России», заместитель директора Центра творческого развития и гуманитарного образования «Этнос» Рачига Файзуллина.
– Сегодняшним уроком мы хотим показать духовным лидерам национально-культурных автономий, как нужно работать в учебных этнических группах, чтобы у них появился стимул открывать подобное направление в своих автономиях, чтобы они убедились в том, что такая работа может быть успешной, – рассказала Рачига Гиниятулловна. – У нас, к слову, уже действуют две учебные группы по изучению казахского языка, причём дети посещают занятия с удовольствием, и мы, педагоги, видим, что ребята хотят разговаривать на родном языке. Аналогичные группы могут быть созданы и в чувашской автономии, и в азербайджанской, и в узбекской. Главное – умелая организация и желание духовных лидеров эту работу проводить.
Открытый урок в «Этносе» начался с мелодичной песни на татарском языке. Педагог Наиса Гайнельянова и её ученики приветствовали друг друга на родном языке, обрамляя слова в красивую композицию, а потом приступили к практической части: повторили произношение звуков и букв, вспомнили, как переводятся некоторые слова и фразы, разобрали разновидности окончаний и плотно прошлись по падежам в татарском языке. Позже, когда урок закончился, приглашённые гости отметили: большинство школьников владеет теоретической базой на хорошем уровне. Однако свободно разговаривать умеет пока далеко не каждый.
– Дело в том, что даже в семьях, полностью состоящих, например, из татар или казахов, принято общаться по-русски по одной простой причине: не все родители этих детей знают родной язык, – объясняет Рачига Гиниятулловна. – Неудивительно, что они и думают на русском, и сны видят тоже на русском, поэтому и возникла необходимость проведения подобных занятий. Родители считают: раз уж сами не владеют языком, пусть дети изучают, потому что это важно. Жив язык – жив и народ.
Рачига Файзуллина рассказала, что на уроках чеченского языка, например, педагог помогает ученикам освоить не только грамматические основы, но и предлагает погрузиться в изучение родословных. Дети знакомятся с самыми значимыми событиями из истории разных народов и страны в целом, знакомятся с культурными традициями, развивая таким образом кругозор. Знания во все времена были и остаются силой, способной творить историю, и в «Этносе» знают об этом не понаслышке.
После открытого урока состоялся круглый стол. Его участники – члены Ассамблеи народов России: председатель региональной общественной организации вайнахского народа «Вайнах» Албек Мусалиев, председатель региональной общественной организации «Дагестанское землячество» Магомет Ажуев, председатель региональной общественной организации «Калмыцкое Землячество УЛАН ЗАЛАТА» Александр Амиков, а также педагогический коллектив Центра творческого развития и гуманитарного образования «Этнос». Собравшиеся обменялись мнениями о занятии, на котором присутствовали, обсудили опыт Центра по преподаванию родных языков и пришли к выводу: подобная практика достаточно эффективна, её важно тиражировать во всех автономиях как инструмент сохранения истории, культуры и традиций народов, населяющих Россию.
Очаровательные дочери Рашида и Ларисы Шигаповых, воспитанницы детсада Ясмина и Диляра, тоже так считают. Родители, к сожалению, не знают родной татарский язык, поэтому глава семьи решил исправить эту ошибку с помощью своих девочек-красавиц, которых мама регулярно привозит в «Этнос» на занятия. Ясмина и Диляра не просто произносят отдельные слова или фразы – они успешно выступают на конкурсах со стихами и песнями на татарском языке и даже учат папу и маму.
– Как по-татарски собака? – спросили у малышек гости «Этноса». – Эт! – в один голос ответили маленькие ученицы. – А кошка? – Песи!
Пока жив язык, жив и народ, его корни и богатое духовное наследие, оставленное потомкам. Пока жив язык, жива Россия и её многонациональные обитатели. Без үз Ватаныбызны яратабыз! Переведите сами. Это несложно.