Ассамблея народов России поделилась опытом работы по адаптации детей-иностранцев
24.08.2024
Вопросы адаптации иностранных граждан в российское общество обсудили в Тюмени на лекториуме «Лингвистикум» в рамках ежегодной августовской педагогической конференции «Призвание – 2024». На мероприятие в тюменской школе №67 собрались учителя русского, родного, иностранного языков, литературы, педагоги-психологи, методисты, завучи и директора школ Тюменской области. Главным лектором стала заведующий кафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма Московского педагогического госуниверситета, доктор педагогических наук, профессор Елизавета Хамраева. Опытом работы по адаптации иностранных граждан в российское общество поделились представители Ассамблеи народов России. Председатель реготделения АНР Евгений Воробьев подчеркнул, что адаптация иностранных граждан в российское общество – одна из важнейших задач. Она обозначена и в Уставе Ассамблеи народов России.
«В прошлом году вместе с департаментом образования, руководителями школ и преподавателями мы засучили рукава и начали работу. Участвовали в ней и духовное управление мусульман Тюменской области, и родительская общественность, и центр «Этнос», и Тюменский государственный университет. Итогом стала программа «Мой новый друг», – поделился Евгений Воробьев.
Одной из площадок ее реализации стала тюменская школа № 9. С сентября по май дети-мигранты занимались русским языком, погружались в историю и культуру России и Тюменской области. В итоге ребята не только подтянули русский язык, но и начали адаптироваться. За год в учреждении не было зафиксировано ни одного конфликта на межнациональной почве.
Начальник отдела общего и дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области Ирина Поварова, выступая перед участниками лекториума, отметила, что тема адаптации детей иностранцев актуальна для образовательного сообщества и всего региона.
«Детей-билингвов становится все больше и больше, а вопрос изучения русского языка для детей, прибывающих на территорию Тюменской области очень актуален. Мы рады тому, что сегодня с нами работают люди, которые управляют, помогают, методически сопровождают эти процессы», – сказала она.
Практиками, нацеленными на диалог культур, с тюменскими педагогами поделилась доктор педагогических наук, профессор Елизавета Хамраева. Кстати, она же является автором учебника по изучению русского языка как иностранного, который в рамках реализации программы «Мой новый друг» Ассамблея народов России закупила для тюменской школы №9.
«Сегодня миграция – это общемировое явление. И странам, где умеют адаптировать мигрантов, она идет только на пользу. «Важно понимать: принимаешь – научи своему языку, культуре, обычаям и традициям. Тогда новый соотечественник будет тебе другом, братом. История России преподносит нам прекрасные примеры такого подхода», – подчеркнула Елизавета Хамраева.
В рамках встречи лектор поделилась с тюменскими педагогами практиками, которые нацелены на диалог культур, рассказала об основных принципах работы, развивающих речь детей, дала ссылки на методические пособия, которые важно изучить современному педагогу. Она уверена, современные дети – активные и мультизадачные, но всегда можно найти подход к ним. Лекториум вызвал большой отклик у участников мероприятия и показал, насколько важно уделять внимание вопросам адаптации детей иностранцев, создавать условия для их успешной интеграции в общество, ведь это и есть залог успешного укрепления межнациональных отношений.